В детстве бабушка много рассказывала мне о своей деревне,
жизни в ней, о своем детстве, юности.
Было очень любопытно послушать ее
воспоминания, а поскольку я имела живое воображение, то мне не составляла особого труда представить досконально, как это было.
На Великую Пасху, реже на Рождество, все семейство,
состоящее из 14 человек, из которых 2 – родители, отправлялось в паломничество в главный храм под Арзамасом.
Шли несколько дней, неделю где-то, точно бабушка не помнила, так как ей было
лет 6. Дома остались только дети 2-3 лет с Мама-Стара, так называли в деревне бабушку. Шли в
повседневной одежде, и обязательно босыми, все праздничные наряды и обувь
неся с собой в руках, котомках, узелках
за спиной. В Великую субботу за несколько часов до службы, и за два-три
километра до храма все облачались в праздничное. И шли на ночную службу.
В деревне Красная Горка своего храма не было, была в
соседнем селе, куда ходили на воскресные
службы, а по большим праздникам шли под Арзамас. Даже в годы Советской власти
прабабушка умудрялась сохранить веру, привить
ее своим детям, водить их на
службу в храм.
Меня тоже крестили в небольшой церкви под Арзамасом, где
жили мои будущие Крестные. Мне было 4 года, но это событие я помню до сих пор.
Мы приехали туда на закате, на окраине маленькой деревни стоял очень красивый
деревянный храм. Батюшка в золотом
облачении, которого я называла Царем, уже ждал нас. Алтарь выделялся в
свете закатных лучей, образа застыли в немом мгновении вечности, от чего
сделалось немного жутковато. Сама церемония крещения прошла быстро, батюшка
знал, что я не совсем здорова, и не стал
меня мучить. Но церковь и ее убранство поразили детское мое воображение. Лики Святых
словно приглядывались ко мне, однако от их взглядов не было страшно. Наоборот,
веяло добротой и искренностью. Это
хорошо чувствовалось…. Когда мы уезжали, была
ночь. Но силуэт храма еще долго темнел на летнем светлом небе.
Такие маленькие церкви были чуть ли не в каждом селе,
деревне. Они отличались от больших
храмов, соборов, церквей своими самобытностью, колоритом и уютом. Зачастую это
был храм одной, или нескольких семей, ведь одна деревня – одна семья. Была
деревня Рябовых -- Выселки, деревня Мальковых – Красная Горка, и тд…
Храмы в сельской местности обретали несколько
иное значение, люди в них ходили не только молиться, но и пообщаться, увидеть родственников,
живущих в другой деревне, узнать новости, ведь все будни были заняты работой в
полях, либо за домашними хлопотами. И
такие храмы часто оригинальны из-за материала, из которого делались, необычной
архитектуры, простого и, тоже время, красивого внутреннего убранства, росписей,
икон, которые рисовали местные самоучки-художники. По сути своей они
неповторимы, и восстанавливать их бывает очень сложно, нет ни чертежей, ни планов, а фотографии тогда, вообще,
были редкостью. Поэтому многие храмы
утрачены за годы Советской власти и
безверия. Но некоторые сохранились, хотя и находятся в плачевном состоянии. И в
наших силах их восстановить, отреставрировать, сохранить для наших внуков и
правнуков. Пусть бушуют войны, налетают ураганы, извергаются вулканы, но маленькие храмы и церкви выстоят. И с них начнется
возрождение Православия, Руси… Не забывайте об этом, Люди добрые, да
православные…..
Ксения Р.
Комментариев нет :
Отправить комментарий