КАК ЖИЛИ КРЕСТЬЯНЕ В НАЧАЛЕ 20го века.

 Долгими зимними вечерами, когда делать особо было нечего, бабушка садилась у окна, и, попутно зашивая мне колготки, предавалась о жизни в деревне, о своих родителях, братьях и сестрах. Очень  интересно было слушать ее воспоминания. Все  я не упомнила, слишком маленькая была, но вот что я запомнила…….

Прадед мой Михаил, бабушкин отец, происходил родом из сибирских козаков, в 19м веке его родители перебрались в небольшую деревушку под Нижнем Новгородом, да и осели  там.  Помещик, владеющий  этими наделами, граф Орлов отдал им в безвозмездное пользование землю для возделов. И прадед работал  у графа портным, одевал, обшивал барина и его семью.
Надо сказать, что прадед был зажиточным крестьянином. У него в хозяйстве имелось куры, свиньи, козы, стадо небольшое овец, три коровы и три лошади, две из них тяжи рабочие, а одна – выездная, рысачка. Жил он с семьей в большом добротном каменно-деревянном доме с небольшой пристройкой – спальней для повзрослевших детей. Детей в семье прадеда было 14, 6 девочек и 8 мальчиков. Но в избе жили дети только до 8-10 лет, а потом  подростки переселялись в отапливаемую пристройку. По воспоминаниям бабули, малышня спали либо с мамой, либо на печи, а дети постарше – на полатях.
Все хозяйство велось совместно  с детьми, старшие дети следили за малышами, и помогали  родителям по дому. Девочки доили коров, с мамой готовили обед, убирались, стирали, в огороде возились. А на мальчиках лежал тяжелый труд на пашне в полях, уход за скотиной, прополка огорода и помощь отцу в кройке и шитье. Шили всё, штаны, панталоны, рубахи, тапки,  покрывала-одеяла, также шили и верхнюю одежду. К Михаилу Малькову обращались за пошивом одежды не только жители своей деревни, но и из дальних, соседних сел. И  он никому не отказывал. Зимою, когда работы в поле не было, отец брал двоих старших сыновей и уходил на промысел, беря с собой лишь необходимые инструменты, ткани-кожу, и швейную машинку Зингер, подарок барина. Таким образом он подрабатывал на своем деле. Уходил 2-3 раза за зиму на неделю с ночлегом в других деревнях, там его знали  и ждали. Поэтому семья жила в достатке. А долгими зимними вечерами, когда все были дома, девушки  с матерью в одной половине дома пряли - вышивали, парни с отцом в другой половине, где у них была не большая мастерская, шили – кроили. Но по дому  разносилась сладкая, разноголосная, русская песня. Петь умели все, и пели очень красиво. До самой старости бабуля, уже когда не могла читать, потому что ослепла, по вечерам в своей комнате пела старинные песни, какие помнила. Это было завораживающе красиво. Но вернемся к воспоминаниям…. А малышня играла перед печкой и слушала сказки Мамы Старой. Так и текло время.
Обедали все вместе, за большим столом. В центр ставила мать  огромный горшок, всем раздавались деревянные, глубокие ложки и ломтики хлеба, оторванные руками отца. Только  малышам содержимое клали в тарелку. Остальные должны были хлебать из общего котла.  Малышам до 3-4 лет разрешалось все, остальные же должны следовать четким правилам поведения. Отец после короткой молитвы давал сигнал к началу трапезы, своей ложкой по краю горшка. И не дай Бог, если кто-то из старших детей лез без сигнала, вперёд Тятьки, мог схлопотать со всего маха ложкой по лбу или руке. Вначале съедали бульон с хлебом, а потом отец выкладывал к себе на глиняное блюдо мясо,   разделывал его и раздавал жене и детям. А  овощи доедались  из общего котла. Бульон ели аккуратно, неся его над хлебом, не проливая ни капли на стол.

А когда готовили сибирские пельмени, собиралась за этим делом вся семья. Отец рубил мясо тяпкой в корыте большом, старшие сыновья -- лук, фарш месили, девушки с тестом возились, мать раскатывала плацы, делая заготовку для фарша, а малышня с бабулей и дедом лепили пельмешки. Делали их преимущественно зимой, хранили в снегу, так было принято  у сибиряков. Вот так готовили и другие блюда по  выходным, большим  праздникам и событиям. Соленья закатывали и лапшу делали тоже всем миром. Однако хлеб и пироги пекла только мать или бабушка.

А летом был другой распорядок. С апреля выезжали на работу в поля в 6 часов, работали до 11-12ти, затем ехали обедать и отдыхать до 4-5 часов, и потом до 8ми опять работали в поле. Дети выгоняли овец и коз на луга вдоль реки Пьяны. Река эта получила такое прозвище  потому, что  ее русло, как говорила бабуля моя, «качалось»  из стороны в сторону, и возвращалось туда, откуда она начиналась. Кто постарше –копали  огород, сажали морковку, картошку, репу, редьку, капусту, лук, редиску, окучивали кусты ягод, и подготавливали яблони – груши к цветению. Дел было много, однако все справлялись и всё успевали.


Но устраивали также и праздники, в основном, по религиозным датам. На масленицу устраивались кулачные бои, деревня Мальковых  против  деревни Рябовых, стенка на стенку. Мальковы и Рябовы были равноценными соперники, там кулаки были недюжие. У бабули старший брат Михаил  мог ладонью согнуть подкову, и руками сломать чугунную сковородку. Тоже самое и у Рябовых, также были такие богатыри…. Мой дед был широкоплеч,  высок и силен. Да и бабуля  казалась не из робкого десятка, могла хорошо сдачи дать. Но я забегаю далеко вперед. Так вот, на Пасху, Рождество, и другие большие церковные праздники в городе устраивались бега, туда ездили те, у кого были  Рысаки. У прадеда была вороная красавица Вьюга, а у бабушкиного старшего брата – серая в яблоках, Сирень. Летом гоняли в каталках, зимой на облегченных санях. Эти лошади не работали в полях, их холили, лелеяли и берегли для выездов на бега, на ярмарки, на праздники всякие. 

Но главным событием являлось  Нижегородская Ярмарка, куда прадед, его братья и старшие его сыновья ездили постоянно, чтобы сбывать свои изделия. Брали туда и малышню. Это было грандиозное  зрелище, балаганы со   зверями, огни, качели, карусели, танцы и музыка…. Но бабуля не очень подробно рассказывала об этом, оно и понятно, последний раз, когда отец брал их на ярмарку, было в 1915 году, Клавденке шел 4 год.  Потом была Первая Мировая, Революция, Гражданская война, скоропостижная смерть матери, ранение и возвращение отца в деревню. Но об этом, как и  о некоторых курьезных и смешных случаях, я расскажу в следующий раз…

                                                                                      Ксения Р.

Комментариев нет :

Отправить комментарий